alex_spacechess (alex_spacechess) wrote,
alex_spacechess
alex_spacechess

Categories:

статья № 19. Концепция Проекта "Космические шахматы от Александра Ерохно"

см. предыдущую ст.№ 18. Общие правила для шашечных партий Проекта. Часть 3.



Концептуально проект размывает строго очерченные границы классических шахмат и шашек. Партия «Земля» остается азбукой проекта, нотным станом с основными нотами...

Шахматная партия "Земля" (в простонародье - классические шахматы)
Земля
Раздвигая существующие границы, проект «Космические шахматы от Александра Ерохно» определяет новые горизонты, одновременно, отмывая в сторону  деструктивные игровые фишки подобно древнерусской «ферязи всяческой», а также всякие разной неправильной формы игровые доски.
Проект окончательно формулирует философскую значимость каждой фигуры, а значит и единственный образ, и имя каждой.
В проекте «Космические шахматы от Александра Ерохно» эксплуатируются разноформатные игровые доски:
четырёхугольные - только квадратные (равносторонние) с подобными же игровыми пунктами (клетками);
гексагональные (шестиугольные)  с подобными игровыми пунктами;
тригональные (равносторонний треугольник) с треугольными игровыми пунктами;
радиальные круглые  с круглыми игровыми пунктами.
Подобно вертикалям, горизонталям, диагоналям, определяющим прямые линии полей (клеток) на квадратных игровых досках, Александр Ерохно наводит терминологический порядок в среде  гексагональных (шестиугольных) игровых структур. Теперь: ортогональ и диагональ - единственные определения прямых, секущих ряды полей (клеток) шестиугольных и иных игровых досок.
С выступлением на арену новых шахматных фигур вводится другой порядок их определения и классификации. Так, например: появились фигуры «средней весовой категории» - среднего класса. (до сих пор были лёгкие и тяжёлые фигуры). Наконец-то, благодаря собачкам, номинированы и «бесстатусные» пешки. Теперь и те, и другие являются фигурантами шахматного мира. Проект открывает новые пространства шашечных миров, выводя их на уровень реальной конкуренции с шахматами. Александр Ерохно разжигает азарт, одновременно погружая всех играющих в бездны тайной дипломатии. Примером тому партии на 3-х, 4-х, даже 6-х игроков одновременно за одной игровой доской.

          Четырёхсторонняя 100-польная шахматная партия "Эффект Доплера" внутри 144-польной платформы.
                                                                                      (крайние ортогонали не в счёт)

ЭФФЕКТ ДОПЛЕРА



Кратко и по-существу
О фигурах.
Боевые шахматные фигуры подразделяются на лёгкие, средние и тяжёлые. Это своеобразная градация по весовым категориям, по силе и потенциалу. Король  выступает отдельной строкой – он главная фигура.
Проект «Космические шахматы от Александра Ерохно» представляет, в дополнение к четырём видам широко известных классических боевых шахматных фигур, пять новых видов, три из которых средней весовой категории:   Птица , Рыба , Змея , а  две тяжёлой весовой категории:  Дракон и Медуза .
Чтобы понимать потенциальные возможности фигур нужно надёжно усвоить их качественные характеристики. Существуют «простые» фигуры – однопланового характера действия и универсальные – многопланового характера действия. Необходимо также различать фигуры по способностям их пространственного перемещения на шахматной доске. Существуют линейные фигуры, прыгающие и летающие.
Линейные фигуры могут перемещаться на любое количество открытых в прямой видимости полей (клеток), согласно своим законам перемещения. Уничтожение «врагов» осуществляется соответственно «в прямой видимости».
Прыгающие фигуры способны осуществлять свои простые и ударные ходы только точечно. Не важно через кого перескакивая, прыгающая фигура одним прыжком либо впрыгивает в пустое поле (простой ход), либо на вражескую голову (ударный ход), со снятием с доски поверженной фигуры.
Летающая фигура одна - Птица . Это единственная шахматная фигура, простые ходы которой, в подавляющем большинстве, не совпадают с ударными. Все остальные фигуры бьют туда же, куда и способны мирно пойти. Птица – нет!
Такие боевые характеристики очень близко роднят Птицу, всё-таки боевую фигуру среднего класса, с фигурантами шахматного мира (пешками и собачками).
До сих пор ещё ни в одной книге о шахматах не было сказано конкретно и чётко: кто такие есть пешки. Фигуры? Нет. Фишки? Нет. Скорее всего, этот вопрос никого не волновал, хотя бы потому, что многие соглашались с тем, что пешки – не орешки. С появлением на арене шахматной доски ещё более слабых воинов в виде шашечных фишек, названных собачками , пришлось номинировать и тех, и других в отряд фигурантов  шахматного мира.
Итак, фигуранты перемещаются простым неударным ходом только ортогонально вперёд до конца игровой доски. Если не убьют по пути, там их ждёт волшебное превращение в  боевую фигуру. При этом пешка способна превратиться в любую фигуру, а собачка ограничена в превращениях до статуса тяжёлых фигур, т.е. не может стать Ладьёй, Медузой, Драконом или Ферзем .
До середины игровой доски любого формата фигуранты (пешки и собачки) могут выдвигаться динамично на любое количество клеток , как линейные фигуры. После середины шахматной доски пешкам и собачкам разрешено только пошаговое перемещение. Один ход – одно поле.
Ударные ходы у фигурантов разные. Пешки бьют на одно поле вверх по диагоналям. Собачки способны бить на одно поле вверх по вертикали или в бока по горизонтали, а более верно это будет называться по ортогоналям. Таким образом, пешка может бить в двух направлениях, а собачка в трёх. Само-собой, бить кого-либо фигуранты с дистанции не способны. Для этого враги должны соприкасаться – стоять впритык.
Итак, нужно усвоить: в шахматных партиях на игровой доске собачки будут представлены в виде шашечных фишек - и пусть это никого не пугает.


№ 12. Шахматная партия "Филидор"
ФИЛИДОР

Характеристики фигур

Ладья – тяжёлая одноплановая (простая) линейная фигура. Перемещения: вертикальные и горизонтальные, т.е. ортогональные.
Слон  – лёгкая одноплановая (простая) линейная фигура. Перемещения: диагональные.
Змея * – средняя одноплановая (простая) линейная фигура. Об этой не совсем простой фигуре подробно рассказано в конце этого раздела.
Конь  – лёгкая одноплановая (простая) прыгающая фигура. Перемещения: прыжок из точки начала в точку конца буквы «Г» (можно наоборот в зеркальном развороте). При этом буква «Г» всегда в любом положении состоит из 4-х клеток шахматной доски.
Ферзь  – супертяжёлая многоплановая (универсальная) линейная фигура. Перемещения: диагональные и ортогональные. Может пойти и как Ладья, и как Слон.
Дракон – тяжёлая многоплановая (универсальная) линейно-прыгающая фигура. Перемещения: диагональные, как Слон, или ход Конём.
Рыба – средняя многоплановая (универсальная) прыгающе-краткоходящая фигура. Перемещения:
а) либо на соседнее поле другого цвета, а это возможно только по вертикали и горизонтали, т.е. по ортогоналям;
б) либо однократный прыжок через одно поле в любом прямом направлении, т.е. с места старта на третий пункт (клетку). При выполнении такого прыжка Рыба всегда впрыгнет в поле того же цвета, с которого стартовала. Таким образом, прыжок разрешён не только в ортогональных направлениях, но и в диагональном. (попробуйте и убедитесь сами).
Медуза  - тяжёлая многоплановая (универсальная) прыгающе-краткоходящая фигура. Перемещения:
а) либо на соседние поля, как Король;
б) либо однократный прыжок через два поля в любом прямом направлении ( ортогональном, диагональном), т.е  с места старта  на четвёртый пункт ( клетку).
Птица  – средняя многоплановая (универсальная) летающая фигура. Эта фигура способна ударить только находясь впритык к врагу, в четыре окружающих её диагональных поля. Наискосок по-соседству может клюнуть. Слабовато для средневесовой фигуры, правда? Зато простые неударные перемещения по шахматной доске у Птицы, как у всех фигур и даже лучше. Ей нужно только место приземления, пустое поле. Птица перелетит через множество фигур, как по диагоналям, так и по ортогоналям, а так же   просто прыгнет, как Конь. Эта фигура важна в суперпартиях на 100 и 144-х польных досках.



№ 186. Суперпартия "Юпитер".
ЮПИТЕР
Как ходят фигуры по гексагональным (шестиугольным) доскам? Да, точно также, но с определенной спецификой.

Урок № 8. Космические шахматы. Гексагональные Игровые доски .

Квадратные игровые доски Проекта отличаются друг от друга размерностью. Они двуполярные (двухцветные). На квадратных досках уже давно приняты в оборот три основных определения (термина) направлений, определяющих прямые перемещения фигур: диагональ, вертикаль, горизонталь. Диагональные прямые всегда соединяют поля одного и того же цвета. Вертикальные и горизонтальные прямые попеременно чередуют белые и чёрные поля (клетки) в линейке. Такие направления, заданные перпендикулярно сторонам клеток, называются ортогональными.
Гексагональная доска (можно просто  называть сотовой) – триполярная (трёхцветная). Здесь, в отличие от привычной классической шахматной доски, появились серые поля. Вводим новую спецтерминологию для определения прямых направлений на этой необычной доске:
1. Диагонали – прямые линии, как обычно делят поле (клетку) пополам сквозь углы.
2. Ортогонали – другие прямые, смешавшие привычные вертикали с горизонталями. Такие прямые линии объединяют через стороны, попеременно чередующиеся поля шестиугольных клеток с кратностью через каждые три цвета. Диагональные прямые соединяют тонкой ниточкой углы шестиугольных полей (клеток) всегда одного и того же цвета. По диагоналям ходят Слоны. Представьте, что Слонов должно быть не менее трёх в начале игры с каждой из сторон. По ортогоналям ходят Ладьи. Они являются "коренными жителями" ортогоналей.  Кони ходят также буквой «Г», только у этой «Г» верхняя штанга чуть задрана вверх. Фигуранты перемещаются в «Х-досках» только прямо по ортогоналям вверх – в сторону врага, а вот в «Y-досках» у шахматных фигурантов даже два боевых пути по ортогоналям. Остальные фигуры будут перемещаться по алгоритму их поведения на квадратных досках. Главные, ключевые ходы основных древнеиндийских классических фигур на этой доске вам показаны (Конь, Слон, Ладья), а с остальными разберетесь сами.

При каждом повороте на 90° наши гексагональные доски меняют лица, а точнее сказать гримасы одного и того же лица. На зелёной лужайке заданы координирующие лучи «Х» и «Y» для позиционирования досок между игроками. Когда начнёте играть самостоятельно – почувствуете между этими выражениями лица очевидную разницу.
Именно благодаря гексагональным (сотовым) игровым доскам, появились такие шашечные партии, которые выводят само понятие шашечной игры  на совершенно другой уровень сложности, близкий к шахматам. Рекомендую начинать знакомство с гексагональными шашечными партиями поэтапно. Начните с уголков «Гагарин».


Уголочная партия "Гагарин" на гексагональной доске Х-70


Здесь задача каждого успеть первым перебросить свою команду на прежнее место соперника. Ходы осуществляются по ортогоналям либо кратко на одну клетку, либо методом многократного перескока с кратностью через одну фишку, в том числе через фишки соперника. Это самая мирная игра, где никто никого не убивает.
ГАГАРИН


Вторым этапом должна быть шашечная партия «Альфа Центавра» (гексагональная доска Y-70),
АЛЬФА ЦЕНТАВРА



третьим этапом –суперпартия  «Ян-Ях» (гексагональная платформа Y-102),
ЯН-ЯХ

четвёртым – «Матрица» и пятым – «Сашкины шашки».



Урок № 31.



Гексагональные (сотовые) шахматы открывайте для себя, например, с «Урана».

№ 233. Шахматная партия "Уран" на платформе Х-70

УРАН

Сначала надёжно закрепитесь классическими фигурами на этих сотах и только потом путешествуйте по «Пегасу», «Нептуну» и т.д., куда вас занесёт.

№ 340. Шахматная партия "Нептун" (платформа Х-102)

Для тех, кто уже играет в классические шахматы, знакомство с нетрадиционными шахматными фигурами (космическими) нужно проводить поэтапно и начинать с 64-х польных квадратных досок на примерах партий : «Марс», «Венера», «Плутон», «Фаэтон», «Церера», «Меркурий» - примерно в такой последовательности. После успешного освоения этого игрового пространства переходите на 100-польные игровые доски и ещё дальше – к «Юпитеру» .
А тем, кто начинает учиться с чистого листа, я рекомендую начинать с «уголков»  и шашек, в особенности, на сотовых досках. А когда вы усвоите характер и особенности всех шахматных фигур Проекта, тогда для вас не будет особой разницы в розыгрыше классической партии «Земля» или «неклассической» партии «Александрия» , от вида которой стынут души очень взрослых современных классических гроссмейстеров.


№ 1. Шахматная партия "Александрия".( классическая доска, Король - остальное "нео")
*
Одна из запоздавших фигур в Проект к концу 2008 г. красавица —  Змея .
Настоящие фигуры не высасываются из пальца. Они приходят сами. Без предупреждений.
Приземляются тогда, когда приходит срок, по каким - то неведомым законам. Так случилось и со Змеями. Они прибыли во что бы то ни стало. Через год после рождения Проекта.
Прибыли, чтобы вытеснить известных из многих новых партий.
Любые шахматные партии, где выступают Змеи, предполагают только парные стартовые построения на квадратных досках. Змеи, как и Слоны, попарно однополярны. Одной из таких фигур назначено жить в шахматном мире на чёрных полях, другой напарнице — на белых. Представьте себе, что Змеи, так же как и Слоны, характеризуются по признакам существования на игровой доске практически одинаково---это однополярные линейные динамичные фигуры. Однако, Змеи в партиях любого формата заметно сильнее Слонов. В отличие от легковесных Слонов, Змеи - фигуры среднего класса. Я бы с удовольствием зачислил Змей в класс тяжёлых фигур... если бы не их ущербная однополярность. Когда научитесь играть, вы удивитесь такому открытию : как одиночная Змея в поединке уступает тяжёлой Ладье, но зато две Змеи ( неразлучённые) всё- таки сильнее двух Ладей. Парадокс?!
Итак, Змея - линейная фигура, т.е. не прыгает и не летает. На шахматной доске она гладко перемещается по линиям...
Но, как мы знаем, гармоничные линии не обязательно могут быть только прямыми. В мире очень широко распространено и криволинейное движение. Змея, как в природе,так и в шахматах тому прекрасный пример. В сущности вектор направленного перемещения Змеи заключается в стволовом горизонтальном или вертикальном направлении относительно местоположения фигуры. Если принять во внимание так называемое стволовое направление устремлений Змеи, то оно будет совпадать с ладейным. По вертикали или по горизонтали.
Но это общий объединяющий вектор на дальнюю перспективу, так сказать. А если детализировать движения Змеи поклеточно, то можно обнаружить полное несоответствие и даже противоположность походки Змеи относительно ладейной. Змея ходит зигзагообразно вдоль своего так называемого ствола перемещения, при этом никогда не отрываясь от него. Рассмотрим пример вертикального перемещения. В  нашем случае направляющий ствол проходит по вертикали «Е». При этом Змея может в произвольном порядке зигзагообразно (в данном случае по белым полям) переместиться на любое белое поле из трех вертикалей «D», «F» и «E», где вертикаль «Е» будет стволовой — определяющей. Т.е диагональное отклонение от определяющего вертикального ствола не может быть большим, чем на один ряд. Змея может извиваться как узко слева от ствола или справа, так и широко — слева через ствол направо ( при этом в смешанных комбинациях), но никогда «шатания» или амплитуда колебаний не может быть оторвана от определяющего ствола.
Если проследить горизонтальные перемещения этой фигуры, то не трудно сосчитать все белые поля (клетки) шахматной доски в четвертой определяющей и третьей и пятой примыкающих горизонталях. При всех этих вихляниях и ,казалось бы, разнузданных и коварных поползновениях дальний молниеносный выпад Змеи можно заткнуть преградой на пути в одной из ее стволовых клеток (в любом белом поле четвёртой горизонтали или вертикали «е»). В данном случае если будут заняты своими членами команды поля: d3, f3, d5 и f5, то Змея никуда не сдвинется. А если будут заняты:
e5, g4, e2 и c6, то Змея так же очень далеко не выстрелит — только лишь на четыре окружающих ее диагональных поля пролезет. Но на то и шахматы, чтобы не создавать хотя бы самому себе проблемы. Как правило у Змеи находится множество лазеек для выхода из тупикового положения.
А на счет создания проблем врагу « на ровном месте», я бы сказал, у Змей (особенно у двух парных) конкурентов не наблюдается. В некоторых эндшпилях на моей практике приходилось разменивать тяжёлую фигуру ( не всегда Ладью), чтобы распаровать коварных ядовитых красавиц.
см.стартовую статью № 1

"Авторитеты & super troupers"

... а далее жмите на ссылки САЙТОВ №№ 1-6 в прикреплённой статье
Tags: концепция Проекта
Subscribe

  • статья № 1. Авторитеты & super troupers

    Статья № 1 - она же последняя, с которой можно начинать читать материал с конца. В течение 10 лет бесплатные ресурсы уважаемого ЖЖ позволяли мне…

  • статья № 13. Другие виды шахмат. Анализ. Часть 2

    см. предыдущую ст. № 12. " Другие виды шахмат. Анализ. Часть1." Особое мнение о Гексофене Валерия Трубицына. Гексофен…

  • ПОДКЛЮЧАЙТЕСЬ

    САЙТ № 2 - 2013 г. - дублёр-помощник всего материала в ЖЖ САЙТ № 3 - 2015 г. - о новейших треугольных шахматах САЙТ № 4 - 2015 г. - о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments