alex_spacechess (alex_spacechess) wrote,
alex_spacechess
alex_spacechess

Category:

статья № 3. Свод объединённых правил (общие правила) для шахматных партий Проекта


Свод объединённых правил алгоритмического поведения шахматных фигур и фигурантов на шахматных досках проекта
«Космические шахматы от Александра Ерохно».
Настоящий Проект поддерживает сложившийся традиционный уклад и порядок организации классической шахматной партии.
Под словом партия в Проекте принимается первоначальное смысловое определение этого латинского слова:  PARTIO - как часть чего-то единого целого, в нашем случае как часть шахматного пространства вообще. Таким образом, прежнее второстепеннное значение слова партия, широко используемое в среде ортодоксальных шахматистов, в качестве обозначения действия на шахматной доске, в данном Проекте интерпретируется как розыгрыш шахматной партии. Сама же партия определяет и определяется в стартовом построении конкретного количества шахматных фигур на конкретного вида шахматной доске. Каждая шахматная партия Проекта имеет свой каталожный номер и название (имя). Таких партий в Проекте насчитывается более 1000 экземпляров и они подробно представлены в #Суперкаталоге  http://alex-spacechess.wixsite.com/supercatalog. Общие стандарты  строительства шахматных партий предполагают плотное, максимально гармоничное построение членов шахматной партии (фигур) по ранжиру, где, как правило, Король определяется со свитой сильнейших фигур в центральной части крайнего ряда полей (клеток) игровой платформы (шахматной доски) , или в других наиболее защищённых местах, а на последующих рядах выступают более слабые члены шахматной партии. При этом всегда учитывается также максимальная степень взаимозащищённости всех членов партии при стартовом построении. В Проект  допускаются к эксплуатации игровые платформы (доски) правильных геометрических форм или близких к таковым (стандарт Шафрана):
а)  тетрагональные квадратные платформы с квадртной сеткой попеременно чередующихся  полей (клеток) чёрного и белого цвета или близких к ним оттенков.
Тетрагональные платформы, квадратные, подразделяются на:
микро - 36 игровых полей;  мини - 49;  стандарт - 64;  экстра - 81;  большие - 100;  макси -121;  супер - 144 поля.

б) шестиугольные  с гексагональной сеткой попеременно чередующихся шестиугольных полей чёрного, серого и белого цвета.
Гескагональные платформы, равносторонние (образец Глинского) подразделяются на : микро - 37 полей;
  мини - 61;  стандарт - 91; супер - 127 полей.
 Неравносторонние платформы (образец Шафрана) подразделяются на: стандарт- 70 полей и  большие - 102 поля.
в) Тригональные платформы треугольной формы - в равном соответствии  с тетрагональными (см. пункт а)  по числу игровых полей с соответствующей градацией: 36; 49; 64; 81; 121 и 144 игровых полей.   (Предложены к эксплуатации в 2015 г.)
г) Радиальные платформы круглой формы с круглыми полями: мини - 61 и стандарт - 91 поле.  (2015 - 2016 г.г.)
                                                                                                                                     
см. САЙТ № 3 САЙТ № 6

Любые гексагональные платформы предполагают двоякое позиционирование относительно игроков с соответствующим фронтальным построением членов партии согласно нанесённой системы координат ХY в левом нижнем углу у каждой игровой платформы. Существуют, так называемые, Х- платформы (доски «Х») и Y- платформы ( доски «Y»), с последующим через дефис числовым обозначением количества используемых игровых полей. В качестве шахматных фигур используются не только классические, но и, так называемые, «космические» шахматные фигуры других качеств и внешнего вида. Кроме, собственно, шахматных фигур существуют, так называемые, шахматные фигуранты. Фигурантам шахматных партий (пешкам и собачкам) на любых платформах разрешены динамичные длинные ходы на своей половине шахматной платформы, подобно свободным ходам линейных фигур.
Рокировки Короля разрешены в любых шахматных партиях с такими фигурами как Ладья, Рыба, Птица. Рокировки выполняются с максимальным соблюдением традиционных правил классической рокировки, но по новым Общим Правилам так называемых «вольных рокировок», где в подобных ходах Король определяется на любом поле межрасположения с рокируемой фигурой. При этом максимально должны быть соблюдены все классические традиции  когда: никакая из рокируемых фигур ещё не ходила; им не угрожают и не контролируют поля между ними; после осуществления рокировки рокируемая фигура должна оказаться за фигурой Короля впритык.
В любых партиях на платформах менее 100 полей (клеток) пешки (фигуранты) по достижении противолежащей крайней ортогонали превращаются в любую фигуру (разумеется кроме Короля). Собачки (фигуранты) так же превращаются в фигуры, кроме как в Короля и в фигуры тяжёлого класса (Ладья, Медуза, Дракон, Ферзь).
Существуют некоторые отличительные нюансы определения линий (мест) превращения фигурантов  в фигуры на различных досках (платформах), так:
а) на гексагональных Х-досках в шахматных партиях со стартовыми построениями фигур V-образного или ромбообразного вида фигурантам запрещается превращаться в фигуры в 4-х угловых фланговых полях (клетках).
б) на треугольных досках, в тригональных шахматных партиях для двоих игроков, места превращения фигурантов в фигуры определяются на половине крайнего ортогонального ряда полей с зачётом плеча от места стояния Короля до срединного поля крайней линии ортогональных полей.
в) в радиальных шахматных партиях (на круглых досках) для двоих игроков места превращения фигурантов в фигуры определяются на противоположных полях стартового размещения неприятельских фигур (но не фигурантов!).
г) в шахматных партиях с развёрнутыми тетрагональными структурами линии превращения фигурантов в фигуры пролегают по крайнему горизонту диагонально связанных полей.


В шахматных партиях на больших платформах с количеством полей от100 и выше пешки могут превращаться в фигуры на всех 3-х последних условных горизонталях шахматной платформы, а именно:
а) на последнем горизонте пешки могут превращаться в тяжёлые фигуры (Ладья, Медуза, Дракон, Ферзь)
б) на предпоследнем горизонте пешки могут превращаться в фигуры среднего класса (Рыба,Птица, Змея)
в) на третьей линии от края платформы пешки способны превращаться в лёгкие фигуры (Слон, Конь).
Фигуранты собачки способны превращаться только на крайних и предкрайних полях, а именно:
а) на краю платформы собачки превращаются в средний класс фигур (Рыба, Птица, Змея)
б) на предкрайней линии собачки превращаются в лёгкий класс фигур (Слон, Конь).
Правило взятия на проходе фигурантов применимо во всех партиях в расширенных вариантах. Шахматная фигура Птица способна брать на проходе любой вид фигуранта. Это же правило справедливо для пешек. Фигурантам, собачкам, разрешено брать на проходе только свой вид (собачек).
В любых шахматных партиях трёх или четырёхстороннего вариантов противоборства первыми делают ход фигуры красного цвета, вторыми ходят белые, последними чёрные. Ходы осуществляются поочерёдно против часовой стрелки. Каждый игрок играет сам за себя. Заматованные Короли со своими группировками фигур единовременно не снимаются с игровой доски. Такие фигуры прекращают свою жизнь в партии, превращаясь в бессильные неподвижные естественные препятствия для остальных, продолжающих игру. Их можно брать (кроме Королей) для расчищения игрового пространства. За них можно прятаться и использовать в качестве прикрытия от угроз вражеских линейных фигур. Мат считается объявленным тогда, когда все остальные игроки выполнят свой очередной ход без его аннулирования. Это же правило распространяется и на объявление шаха.


Суперпартия  "Солнце" 
СОЛНЦЕ
В четырёхсторонних шахматных партиях фигурантам, располагающимся на фланговых ортогоналях, запрещено бить в сторону ближнефлангового соперника на своей половине игровой доски. На второй половине игровой доски такие фигуранты обретают полноценные качества.
Трёхсторонние партии разыгрываются как на гексагональных равносторонних Z-платформах с тем или иным позиционированием, так и на тригональных равносторонних игровых платформах.  (Гексагонльные равносторонние платформы обозначаются в центральном игровом поле буквой Z.)
С 2015 года появились трёхсторонние партии на тригональных и радильных (2016 г.) платформах. (см. САЙТ № 3 и САЙТ № 6)


Суперпартия "Чёрная дыра Альфа Z 127"
Чёрная дыра Альфа Z-127
Гексагональные партии для двоих игроков предполагают, как правило, трёхрядные построения членов партии на гексагональных платформах с Y- позиционированием,


Противофазная  шахматная партия "Тубан"
ТУБАН

а на Х-платформах количество занимаемых фигурами рядов варьируется в зависимости от величины платформы, но не более 3-х в V-образных построениях, а в ромбообразных построениях "толщина" фигурной монады зависит от размера партии и. соответственно от её игровой доски.




№ 362. Шахматная партия "Лакшми" на платформе Х-102  (сфотографирована белая команда)
Фото-0405




Противофазная шахматная партия "Торманс" на платформе Х-70

ТОРМАНС
Превращение пешек (или собачек) в фигуры на гексагональных платформах Х-позиционирования (см. например, вышерасположенную партию "Торманс") может осуществляться по всей линии ломаного горизонта, за исключением крайнефланговых угловых полей, т. е. начиная от места расположения Коней и ниже,  в партии "Торманс", например, что расположена выше.

На тетрагональных (квадратных) больших и суперплатформах предполагаются двурядные и трёхрядные построения членов шахматных партий. При этом двурядные построения характерны для четырёхсторонних партий (см. выше на "Солнце"), а трёхрядные для двусторонних.

Шахматные партии на платформах с развёрнутой тетрагональной структурой, сконструированные в Проекте в 2015 году, широко освещены на специальном САЙТЕ № 4  http://alex-spacechess.wixsite.com/space-chess , в видеоуроках и перечислены
в #Суперкаталоге    http://alex-spacechess.wixsite.com/supercatalog .

Шахматные партии на треугольных досках подробно освещены на специальном САЙТЕ № 3
http://alex-spacechess.wixsite.com/trigonal-space-chess ,
в видеоуроках  (см. урок № 52  https://www.youtube.com/watch?v=VYaC0YdH3Vc&t=46s) , а так же подробно показаны

в #Суперкаталоге  http://alex-spacechess.wixsite.com/supercatalog
                                                                                                      в соответствующем разделе тригональных шахматных партий.

Шахматы на круглых досках соответственно представлены в #Cуперкаталоге в разделе радиальных шахмат, а так же рассмотрены в видеоуроках Проекта на канале YouTube, напр. урок № 46



№ 442. Суперпартия "Курокава" на тетрагональной платформе 12х12 (144 клетки)
Курокава


Эксцентриситетные партии предполагают неравносильные построения фигур и фигурантов противоборствующих команд.
                                         Такие партии пропагандируются в трёх и четырёхсторонних построениях.

                                              противофазная шахматная партия "Зона Z"       (на шестерых)
ЗОНА Z

 Эксцентриситетная партия на платформе Zx-127 предполагает розыгрыш партии между шестерыми игроками фигурами в четырёхцветном исполнении из одного универсального игрового набора. В данном случае белые и чёрные команды попарно различаются друг от друга видовым представительством фигур и фигурантов. Центральная белая команда представляет Короля в виде пирамиды из Ладьи и пешки. Такая же составная пирамида фигуры Короля у противолежащей чёрной команды. Разумеется в клубных вариантах розыгрыша подобных партий будут представлены шесть фигурных команд в шести различных цветах с одинаковыми Королями.                                                                                Урок 26. К музыкантам
Многие партии этого раздела сфотографированы в разные времена, начиная с 2007 года. Вследствие этого их нумерация, согласно  Каталогу шахматных партий Проекта, может показаться непоследовательной. Тем не менее это не повлияет существенно на поиск и идентификацию любой партии по группам при проведении соревнований. Основным меню партий всё-таки будет Каталог, из которого по жеребьёвке будут избираться те или иные партии в каждой серии. Так, например, каждый участник соревнования должен будет разыграть следующее количество двусторонних шахматных партий (один на один):
5  партий на классической биполярной 64-х польной платформе, с обязательным розыгрышем одной  классической партии  (выигрыш – 1 очко,    ничья – 0,5);
 3 партии на 70-польных гексагональных платформах (выигрыш – 1 очко,    ничья – 0,5);
 3 партии на 102-польных гексагональных платформах (выигрыш – 2 очка,    ничья – 1 очко);
 3 партии на тетрагональной 100-польной платформе (выигрыш – 2 очка,    ничья – 1 очко);
 2 партии на тетрагональной 144-польной платформе (выигрыш – 3 очка,    ничья – 1,5 очка);
А также: разыграть одну трёхстороннюю партию на 91-польной гексагональной платформе (выигрыш – 5 очков, второе место или пат – 2 очка);
одну аналогично на 127-польной (выигрыш – 6 очков, второе место или пат – 3 очка);
 одну четырёхстороннюю партию на100-польной тетрагональной платформе (выигрыш – 5 очков, второе место или пат – 2,5 очка, третье место – 1 очко);
 и   одну четырёхстороннюю аналогично на 144-польной платформе (выигрыш – 7 очков, второе место или пат – 3,5 очка, третье место – 1 очко).
За последнее место, разумеется, всегда 0 очков.

следующая статья  № 4.
"
Каталог шахматных партий. Часть 1."


 
Tags: #Cуперкаталоге, #Суперкаталоге, Свод правил для шахматных партий Проекта
Subscribe

  • статья № 13. Другие виды шахмат. Анализ. Часть 2

    см. предыдущую ст. № 12. " Другие виды шахмат. Анализ. Часть1." Особое мнение о Гексофене Валерия Трубицына. Гексофен…

  • статья № 1. Авторитеты & super troupers

    Статья № 1 - она же последняя, с которой можно начинать читать материал с конца. В течение 10 лет бесплатные ресурсы уважаемого ЖЖ позволяли мне…

  • ПОДКЛЮЧАЙТЕСЬ

    САЙТ № 2 - 2013 г. - дублёр-помощник всего материала в ЖЖ САЙТ № 3 - 2015 г. - о новейших треугольных шахматах САЙТ № 4 - 2015 г. - о…

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments